Сейчас на сайте 110 гостей и нет пользователей
Архив материалов сайта
Феномен российского меценатства. 100 лет спустя.
- Просмотров: 3206
Содержание материала
Движение благотворительности в России в период между 1860 и 1914 годами приобрело такой грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. В Российской империи к 1902 году функционировало более 11 тысяч благотворительных учреждений, действовало почти 20 тысяч приходских попечительских советов. Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 году говорил о московском купечестве: «...Оно служит верно Отечеству своими трудами... Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа». И это не просто единовременные пожертвования на «благое дело», это глобальное системное многолетнее финансирование и управление социальными проектами - настоящее явление в истории России, не имеющее аналогов в мире.
Феномен русского меценатства и благотворительности удивлял весь мир столетие назад. удивляет и до сих пор. Во многих СМИ того времени пытались исследовать причины грандиозных успехов российского дворянства и купечества XIX - начала XX века, его анализу посвящено большое число книг и статей. Если бы Мамонтовы, Третьяковы. Рябушинские. Муравьевы жили и вели свой бизнес в наше время, то занимали бы все верхние строчки списка Forbes. И уже их духовные преемники и потомки, восстанавливающие храмы и монастыри чета Анисимовых в Цюрихе, Андрей Козицын в Екатеринбурге, Виктор Нусенкис в Подмосковье, Алексей Ананьев в Москве и др. входят в рейтинги самых состоятельных людей, продолжают богоугодные традиции ведения крупного бизнеса. Классические рыночные теории А. Смита и Д. Рикардо как 100 лет назад, так и сейчас оказались в тупике перед объяснением феномена успеха русского бизнеса и русского меценатства. Как бывшие крепостные крестьяне буквально через одно - два поколения становились миллионерами — американская философия и бизнес еще могли объяснить собственными успешными примерами. Но как русские миллионеры умудрялись сохранять и приумножать свои богатства, раздавая почти все на благотворительность — для западных умов это было непостижимой тайной.
Ведь только под действием Божией благодати можно понять, как вместе с трудолюбием и христианской честностью русские меценаты сочетали не стяжательство земных благ и ненадеяние на себя, а предание себя Богу. Имея незаурядные способности, многие русские купцы, как, например, Василий Муравьев, имевший один из крупнейших в Европе пушной бизнес, не стремились к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для сегодняшнего купца, завтрашнего иеросхимонаха Серафима Вырицкого не способом приумножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Порой его бескорыстие удивляло даже супругу: Василий мог отдать незнакомому нищему новую вещь со своего плеча. Помогая ряду храмов и обителей, Василий Николаевич постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен. Иной раз, видя, как муж жертвует большие суммы на дела милосердия, ей казалось, что Василий сознательно пытается разориться. Но его бизнес только процветал, а капиталы увеличивались. За трудолюбие. нестяжательность и доверие Богу Господь сторицей наградил Василия Муравьева, впоследствии святого Серафима Вырицкого как земным богатством, так и духовными дарованиями. По обоюдному согласию принять монашество, супруги сподобились пострига в один день. А много позже при принятии схимы удостоились имен Серафим и Серафима.
После революции и принятия монашества супруги Муравьевы все имевшееся состояние пожертвовали на нужды храмов. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете — гигантская сумма для того времени. Даже будучи монахом и не имея ничего своего, не переставал о. Серафим заниматься благотворительностью. Однажды молодая супружеская пара принесла батюшке тысячу рублей. Тогда это были очень большие деньги. О. Серафим их не принял, а благословил отдать первому встречному по дороге на станцию. Этим встречным оказался... вдрызг пьяный мужчина. Молодая женщина растерянно сказала мужу: «Как же нам быть?» Однако тот невозмутимо ответил: «Поступим по словам батюшки». Как только они вручили деньги этому мужчине, он моментально протрезвел: «Миленькие! Да как же мне вас благодарить! Вы меня от смерти спасли!». Оказалось, что у этого несчастного образовалась недостача ровно на такую сумму. Денег дома не было, и ему грозила тюрьма. Он впал в отчаяние и решил наложить на себя руки. Для храбрости порядком выпил...
Трудолюбием, нестяжанием земного богатства и доверием к Богу прославились благотворители женской обители в Шамордино супруги Перловы. Не раз Сергей Васильевич говорил: «...С тех пор как я стал возиться с монашенками, мои торговые дела пошли так. как никогда. Я понимаю, что это за них Господь меня благословил». О многих его благодеяниях не всегда знали даже родные. Он не ставил себе целью обогатиться, его близкие рассказывали. что. получив в один год больше обычного прибыли, он испугался, говоря, что не хочет богатства, и поспешно все излишки раздал на добрые дела.
В Евангелии нам сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19-20). Святые отцы говорят: «Создающий рукотворный дом Божий на земле, создает себе нерукотворный дом на небе». Богоугодные традиции понимали и чтили русские купцы и меценаты. И Господь не оставляет тех. кто ставит Его во главу угла. За благоустроителей, благоукрасителей и благочестивых жертвователей храмов Церковь молится и будет молиться до Второго Пришествия. Сама Пречистая и угодники Божии ходатайствуют пред Господом за строителей храмов.
Образец для подражания
Крупные российские предприниматели из дворянства и купечества, активно занимавшиеся благотворительностью на рубеже ХIХ-ХХ веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Это были истинно верующие православные христиане, неукоснительно соблюдающие эти благочестивые традиции, и Господь щедро приумножал их богатство.
Строгое христианское воспитание в семье развивало послушание, трудолюбие и умеренность во всем. Мальчиков с самого раннего детства приобщали к работам, не делая им никаких поблажек. Лет с 7-8 они уже помогали старшим, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту. разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16-17 лет молодые люди становились профессионалами семейного дела и могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью. Для сравнения можно взглянуть на интересы современных 16-летних юношей и девушек...
Следующие поколения православных предпринимателей представлены уже людьми высокообразованными. Например, внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, помогал отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело... на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:6, 8, 11).
Русские купцы неукоснительно следовали Слову Божию и поражали западных партнеров своей смекалистостью и трудолюбием, размахом дел и трезвым рассуждением, ответственностью и преданием себя на волю Божию. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу крепче письменного договора, помогали предпринимателям совместно развивать социальную деятельность. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они поддерживали друг друга в осуществлении пожертвований на добрые дела.
Преподобный Серафим Саровский, происходивший из курских купцов, в своих поучениях часто обращался к словам и понятиям из обихода торговцев. «Выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары», — говорил он и пояснял; «Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради».
В противовес стремлению всего западного мира к обеспечению личного состояния и комфортной жизни русские православные дворяне и купцы наоборот стремились к Царствию Божию. В недавней проповеди на главу Евангелия о богатом юноше, которому Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21) батюшка Алексий объяснял духовные корни расцвета русского меценатства. «Царство Божие нестяжателям дается. Нестяжательность — добродетель, недоступная для человеческого сознания, но возможная тем, кто доверяет Богу. И они делились и видели, как Господь приумножал их недостаток, приумножал с горкой, как всегда. И они еще больше делились. И еще больше приумножал Господь. Правда, когда они делились, они не загадывали вперед, что Господь прибавит. Господь не говорит, не обещает, что человек взамен получит, либо приумножение богатства, либо его потерю, но и то, и другое великое благо, т.к. из рук Господа. Они просто доверяли Богу и верили, что Господь не посрамит. Может, придется потерпеть, но, в конечном счете, Господь не посрамит. Иногда кажется, уже все. край, но у Господа все под контролем, Он все выдает точной мерой веса и в нужное время. А затем нужду ликвидирует, моментально, неожиданно, и часто самым невероятным способом. И дальше наш черед благодарности Богу еще большей жертвой».
Анна Миронова