Сейчас на сайте 71 гость и нет пользователей
Архив материалов сайта
Частичка мощей св. Иоанна Рижского привезена в подмосковный храм Святых Царственных Страстотерпцев в д. Аляухово под Звенигородом
- Просмотров: 2875
Путешествие за мощами св. Иоанна Рижского было задумано неслучайно. Его мощи находятся в антиминсе храма, а теперь пишется икона, для которой и привезена частичка мощей. Прихожане нашего особенно почитают этого святого, как истинного и твердого воина Христова, стоявшего за Господа насмерть, посрамляя врага даже перед лицом нечеловеческих мучений. Наверное поэтому наше паломничество началось 9 мая в день Победы с храма св. воина Александра Невского в Пскове. Этот храм был построен по высочайшему повелению Царя Николая II как полковой храм и при возрождении в начале 90-х годов прошлого века туда сразу потянулись псковские десантники. Настоятель храма протоиерей Олег Теор, с которым нам посчастливилось встретиться, несмотря на торжества в честь Великой Победы, – настоящий фронтовой батюшка: за плечами у него две чеченские кампании, военная операция в Югославии и недавняя миротворческая миссия в Сирии.
Дальше путь лежал через Свято-Елеазаровский монастырь, основанный еще в XV веке преп. Елеазаром (Ефросином). Мы поклонились знаменитой чудотворной иконе Цареградская, список, присланный в далеком XV в. Цареградским патриархом Геннадием II во времена завоевания Греции турками-мусульманами как знак преемственности Россией роли Третьего Рима, оплота православной веры и щит против многочисленных врагов православия на Руси. Также в Спасо-Елеазаровском монастыре сохранился потемневший от времени подлинник древней иконы Спас Вседержитель. В советское время, как и сотни храмов и монастырей Спасо-Елеазаровская обитель была закрыта, но в 2000 г. стараниями первой игуменьи м. Елизаветы по благословению старца Николая Гурьянова началось восстановление монастыря. Кстати, м. Елизавета приезжала к нам в храм в гости. Теперь и мы навестили ее обитель с ответным визитом.
После посещения Спасо-Елеазаровской обители мы отправились к старцу Николаю Гурьянову на Талабские острова.
В советское время их переименовали в честь большевиков Залита и Белова, которые террором пытались укрепить советскую власть и были утоплены местными жителями. Сейчас острова известны благодаря старцу Николаю Гурьянову, и многочисленные паломники тянутся поклониться батюшке на могилке, посетить его домик, сохранившийся в том же виде, как и при жизни.
Так и мы, насладившись водной прогулкой на катере, высадились на остров Залит, окутавший нас тишиной и покоем, таким непривычным после столичного шума и суеты. Первым делом мы отправились поклониться и помолиться на могилку старца.
Когда о. Алексий служил панихиду, слетелись голуби и тихонько сидели стайками на деревьях вокруг могилки. В небольшом деревянном домике, где жил старец, время как будто остановилось. Все осталось на своих местах, как при жизни: иконы и фотографии на стенах, застеленная кровать и подрясник в углу. Единственное новшество - в ожидании канонизации старца уже висит написанная икона батюшки Николая в полном облачении.
Помолившись в храме св. Николая, где служил о. Николай Гурьянов, мы отправились на второй остров Белов (Верхний). Сейчас на нем осталось совсем мало жителей.
"Раньше за Христа, за Божью Матерь держались и жили, а сейчас за стакан схватились, вот и бегут с острова", - сетует настоятель храма св. Петра и Павла, бывшего мужского монастыря, о. Сергий Демидов. Мы спустились в подземную часть храма, которая таит много загадок, в частности, легенду о подземном ходе, усыпальницу и др. Алтарь здесь находится в середине храма на небольшом возвышении и открыт со всех сторон.
Этот остров самый большой из Талабского архипелага и является уникальным природным заповедником.
Надышавшись свежим воздухом островов и "псковского моря" мы отправились к жемчужине Псковского края - в Псково-Печерский монастырь.
Эта удивительная обитель никогда не закрывалась. Даже в советское богоборческое время комиссии по закрытию уезжали ни с чем стараниями архимандрита Алипия, который, как мы знаем из книги "Несвятые святые", мужественно отстоял монастырь. Молитва здесь не утихала ни на мгновение. Нам посчастливилось попасть на Радоницу и соборно помянуть усопших родных и воинов, посетить келью всеми любимого старца Иоанна Крестьянкина, Богом зданные пещеры и Святую горку. О. Александр, показывая нам могилы монахов в Пещерах, передавал их наставления, словно старцы сами разговаривали с нами о духовных законах, о том, что раньше люди были мудрее, так жили с Богом, а сейчас мы не знаем духовных законов, не видим причин того, что с нами происходит, не понимаем последствий своих действий и поступков. Словами старцев лились наставления о важности молитвы, особенно за духовника. Даже самый молитвенный батюшка не сможет вымолить приход, если люди сами не молятся. Рассказал недавнюю историю о священнике, которому дали приход, где люди не хотели молиться, он там месяц послужил, приехал в Печоры весь больной восстанавливаться.
Несмотря на сотни гробов с телами почивших, в пещерах свежо и витает легкое благоухание, никакого намека на тленный запах. А темнота и узкие проходы не пугают, наоборот успокаивают, как в колыбели.
После пещер мы вышли на яркое словно играющее солнце на Святую горку. Монахи справедливо и очень точно называют ее - память о Рае. Благоухание фруктового и цветочного сада, радостный птичий щебет, теплое ласковое солнышко - природа дарила все самое лучшее! А нарядные фазаны устроили настоящее цирковое представление.
Когда мы, уходя, спускались вниз, охватила грусть, как будто действительно нужно было возвращаться из Рая на землю. Последним взглядом пытались запечатлеть в памяти, но склон закрыл вершину от наших глаз.
Вторая часть нашего путешествия проходила за пределами России. В Пюхтицкий женский монастырь мы приехали под вечер, но все равно ощутили благодать этого святого места.
Пюхтица в переводе с эстонского и означает "святое место". Этот монастырь также как и Псково-Печерский никогда не закрывался со времени своего основания в 1891г. на том месте, где в XVI в. эстонские крестьяне обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы на дубе. Усилиями богобоязненной княжеской четы Сергея и Елизаветы Шаховских на этом месте возник монастырь. Но князь рано скончался и скорбящая княгиня в память о муже построила небольшой, очень уютный деревянный храм св. Сергия Радонежского, небесного покровителя супруга.
Оба они похоронены под алтарем этого храма. Нам посчастливилось помолиться на литургии в этом храме, тк в соборе идет ремонт. Духовным отцом-основателем сестры считают св. Иоанна Кронштадского. Батюшка часто приезжал сюда служить, окормлял многих сестер, все игуменьи с ним советовались. Сейчас здесь есть музей св. Иоанна Кронштадского, где хранятся его крест, епитрахиль, ризы, митра и многие другие памятные вещи.
Поскольку у нас в храме уже 3 года действует общество трезвости им. Иоанна Кронштадского, в которое входит более 100 членов, то, конечно, нам особенно хотелось посетить этот музей.
Посетили особенное, тихое монастырское кладбище, ночью на могилках теплились огоньки в разноцветных лампадках.
Раньше монастырь был епархиальным, но в 1990 г. стал ставропигиальным благодаря патриарху Алексию II Ридигеру, Святейший очень любил эту обитель. Патриарха Кирилла также многое связывает с Пюхтицким монастырем. С 1955 по 1965 гг его семья все лето проводила в этих краях, снимая половину соседнего хутора. Монахини вспоминают, что когда Святейший приехал в Пюхтицу с почетным визитом, то сразу пошел по памяти в храм св. Сергия. И вот, много лет спустя уже не робкий мальчик Володя Гундяев, а святейший патриарх Кирилл со свитой, иподаяконами идет в родной с детства храм.
Приближаясь к цели нашего путешествия, мы спешим в Ригу, точнее пока в местечко в 60 км от Риги - Спасо-Преображенскую пустынь Рижского Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря. Монахини ласково называют свою чудесную живописную обитель в сосновом лесу - Пустынька. Основали ее сестры Мансуровы в конце XIX века, известные своим милосердием и делами благотворительности.
Еще в советское время, в конце 70-хх годов игуменьей монастыря стала Магдалина (Жегалова), сыгравшая важную роль в возрождении многих российских женских монастырей. Еще маленькой девочкой Люда Жегалова, говорила, что у нее будет 100 детей. Когда Людмила стала игуменьей Магдалиной, у нее стало даже еще больше детей, монастырских сестер. После падения богоборческой власти нужны были духовно опытные монахини для восстановления женских монастырей. Одна за другой по благословению м. игуменьи покидали Пустыньку сестры, которым предстояло возрождать монашеское дело в открывающихся после долгих безбожных лет женских монастырях: в Дивеево, Муроме, Макарьеве, Шамордино, Хотькове, Пензе и многих других. Из Пустыньки вышло столько игумений российских монастырей, что м. Магдалину стали называть игуменьей земли Российской.
Мы посетили кладбище, поклонились уже почившим старцам недавнего XX в. о. Косьме (Кирилл Смирнов из Валаамского монастыря), о. Тавриону, известному на весь союз, благословившего многих латышей и русских, в том числе архиереев на принятие монашества.
Уезжать из тихой спокойной Пустыньки не хочется, но мы спешим в Ригу к главной цели нашего путешествия - в Собор Рождества Христова за мощами святого великомученика Иоанна Рижского.
Епископ Иоанн был ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Тихона в борьбе с силами зла, ополчившимися на Церковь Христову. Во все времена его служения богоборческие власти многократно восставали на этого великого пастыря: постоянные доносы, клевета, аресты, несколько неудавшихся расстрелов и венец исповеднического подвига - мученическая смерть 12 октября 1934 г.
Мы посетили молебен св. Иоанну Рижскому, который служат при открытой раке с мощами, приложились к нетленному телу святого, протоиерею Алексию благоговейно передали частичку мощей для храма Святых Царственных Страстотерпцев. Получив мощи, мы обрадовались обретению, а выйдя на улицу из храма обрадовались еще и необычному природному явлению - радуге вокруг солнца, которая была видна невооруженным взглядом. Люди вокруг удивленно останавливались, фотографировали этот красивый ровный ореол вокруг солнца. А наши души переполняла радость.
Мы звонили в колокола главного кафедрального собора, гуляли по солнечной Риге, посетили Свято-Троицкий Сергиев монастырь, и все это с неугасаемой радостью.
Той радостью, которая лилась сутками позже колокольным звоном по всей округе российской деревни Аляухово, возвещая о прибытии в храм Святых Царственных Страстотерпцев частички мощей великого воина Христова и защитника веры православной - св. Иоанна Рижского!
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!